ДРЕССИРОВКА

Прежде всего, следует усвоить, в чем различие между понятиями «воспитание, обучение, дрессировка» по отношению к собаке, из которой вы собираетесь сделать «шоу-звезду».
Воспитание – процесс каждодневный, начинается он буквально с первых минут жизни щенка у владельца. Человек формирует поведение щенка, удобное для общежития, приятное для общения. Требуя чего-либо, следует сообразовываться с возрастом вашего питомца, а соответственно и с возможностью воспринять запрет; с идеей породы, наконец.
Щенка необходимо ознакомить с тем, что какие-то действия являются совершенно недопустимыми, при этом желательно, чтобы запретов было немного, но любой был бы абсолютным. Ничто так не сбивает собаку с толку, сводя на нет саму идею воспитания, как переменчивость и необязательность запретов. Если хозяева то смотрят на шалости щенка сквозь пальцы, умиляясь тому, какой он бойкий непоседа, то с раздражением принимаются шпынять его на каждом шагу, ожидать, что собака вырастет воспитанной, не приходится. Не бойтесь ущемить «свободу воли» собаки: любая собака иерархична, стайна по своей природе. Она чувствует себя комфортно в ситуации понятной, знакомой, именно поэтому запрещение каких-либо действий не заставляет собаку страдать. Напротив, он отменно себя чувствует в привычных рамках, в привычном режиме, иной раз диву даешься, какими консерваторами оказываются собаки. Именно владельцы, предоставляющие своему питомцу возможность расти вне всяких рамок и ограничений, исподволь создают почву для самых непредсказуемых психических отклонений у него. Кстати, в собачьей стае взрослые никогда не позволяют молодняку «ходить на голове», за щенками присматривают, весьма жестко принуждая их поступать так, как положено.
Повторим, что запретов не должно быть слишком много, невозможно требовать от щенка, чтобы он с раннего возраста запомнил несколько десятков «нельзя», стоит просто убрать подальше все, что может пострадать от игр щенка, или от чего может пострадать он сам. По мере взросления и развития нервной системы, когда собака начинает владеть все более сложными понятиями, «зона недоступности» становится меньше. Простейший пример: двухмесячный щенок должен быть надежно изолирован от книг, бумаги и т.п., взрослый пес может быть научен приносить хозяину газету.
Воспитывая щенка, надо обязательно делать поправки на возраст, чем он меньше, тем мягче воздействия и ниже требования. Совершенно нелепо ожидать, что вчерашний сосунок сможет не пачкать в квартире, либо, что его можно быстро выучить соблюдать чистоту. Не надо забывать об особенностях физиологии – малыш не может контролировать свои естественные отправления, понятие «терпеть» для него в раннем возрасте просто бессмысленно. Впрочем, можно приучить щенка справлять нужду в определенном месте, но не более того. 
Столь же бессмысленно требовать от малыша «усидчивости», выдержки при выполнении каких-либо действий. Его нервная система находится на той стадии развития, когда процессы возбуждения – торможения уравновешены еще недостаточно. Щенок не может долго сосредотачиваться на одном виде деятельности, что заметно даже в его играх. Это нормальное состояние нервной системы в раннем возрасте: по мере роста собаки она развивается, утомление наступает не так быстро, собаке легче сосредотачиваться.
При воспитании важно учитывать идею породы, то, ради чего ее создали, какие поведенческие особенности свойственны именно таким собакам. Например, в доме растет терьер. Зная, что всей этой группе присуща излишняя возбудимость, полезно с раннего возраста играть со щенком в спокойные игры, требующие определенной сосредоточенности, и, напротив, не поощрять слишком бурные проявления, останавливать, когда он заливается безудержным лаем. Почаще разговаривайте с питомцем, так он сможет понимать больше слов, в будущем вам легче будет общаться с ним. Связь между «словарным запасом» собаки и разговорами с ней оказывается практически линейной: у владельцев, использующих десяток штатных команд, собаки только их и понимают, у тех же, кто разговаривает со щенком, как с маленьким ребенком, взрослое животное воспринимает обращенную к нему речь на понятийном уровне, а не только на эмоциональном.
IШоу-собака требует очень тщательного воспитания, прежде всего потому, что от нее требуется умение отлично понимать хозяина. Она не может быть плохо управляемой и в то же время зажатой, так как неуверенное в себе животное не сумеет приспособиться к обстановке выставок.
Обучение отличается от дрессировки тем, что в ходе его собаке показывают, как нужно выполнять ту или иную конкретную команду, формируют определенный комплекс действий. Обучение вполне может сопрягаться с воспитанием, так как является неотъемлемым элементом формирования желательного поведения собаки, поскольку существует значительное количество постоянно требуемых навыков.
Обучением, в отличие от дрессировки можно заниматься с самого раннего возраста щенка, но при этом необходимо соблюдать ряд правил. Обучение должно быть приятным и интересным для собаки. Уроки должны быть очень короткими, поскольку, как было сказано выше, щенок еще не может сосредотачиваться надолго. В ходе обучения нельзя применять никакие сильные отрицательные стимулы, но принуждать механически можно. Так, стандартный способ обучения команде «сидеть» - нажим рукой на круп щенка, в этой ситуации ему просто мешают делать что-либо иное, но вовсе не причиняют боли. Хозяин должен обязательно поощрять правильное выполнение команды, давая щенку немного лакомства и не скупясь на похвалу. Обучение для многих владельцев – дело скучное, тем не менее, необходимо найти в себе актерский талант и радоваться малейшим успехам питомца как можно искреннее и горячее, так, чтобы щенок поверил в вашу радость. Еще раз подчеркнем: не занимайтесь со щенком подолгу – после 2-4 повторов одного упражнения надо предоставить малышу возможность переключить внимание на что-то другое. Не забывайте отменять команду: посадили щенка, похвалите и дайте команду «Гуляй», либо какую-нибудь другую. С самого начала обучения щенок должен усвоить, что действие, производимое по команде, может быть прекращено также только по команде, а вовсе не по собственному разумению. Помня, что пока еще рано требовать выдержки от растущей собаки, успевайте отменить команду, до того как щенок потеряет терпение.
Окончанием обучения можно считать тот момент, когда собака четко знает, что от нее требуется по данной команде, а в привычной обстановке, вне отвлекающих факторов, выполняет навык правильно, быстро и без механического воздействия.
Очень часто многие владельцы именно на этом этапе приходят к выводу, что их собака уже все знает и теперь-то ее можно считать вполне дрессированной. Не надо путать – это совершенно разные вещи. Собака действительно знает, что и как надо делать по каждой определенной команде, вопрос в том, что и как надо делать по каждой определенной команде, вопрос в том, что в новой ситуации, или тогда, когда собака будет возбуждена, увлечена чем-то иным, она не захочет выполнить требуемое. Как часто приходится видеть людей, которые пришли со своей собакой на первую выставку, и будучи не в состоянии добиться от нее послушания, горестно восклицают: «Но она же знает все команды, мы же ее дрессировали» Вот где кроется достаточно распространенная ошибка: эту собаку только обучили, но вовсе не закрепили обретенное знание.
Дрессировка тем и отличается от обучения, что в ее ходе осуществляется перевод уже известных собаке действий на условно-рефлекторный уровень. Дрессировщику необходимо добиться, чтобы по команде собака автоматически выполняла требуемые действия в любой обстановке, независимо от отвлекающих факторов. Дрессировка предполагает, что собаку уже не только поощряют за выполнение команды, но и наказывают за невыполнение, причем неотвратимость наказания для собаки должна быть столь же очевидной, как и обязательность поощрения (отметим, что на этом этапе поощрение вполне может быть только словесным). Очень важно, чтобы разница между поощрением и порицанием была максимально велика: не просто унылое «молодец» в награду и ленивый шлепок за непослушание, но искренняя радость при выполнении команды и резкое «плохо» с рывком поводком при неповиновении. Поскольку при дрессировке обязательно вводится момент провокации, когда создается ситуация, мешающая собаке сосредоточиться, либо условия, неблагоприятные для работы, собака должна выполнять все команды под контролем. Грубейшая ошибка - надеяться принудить к чему-либо собаку и не иметь реальной возможности поощрить либо наказать ее. Например, абсолютно бессмысленно пытаться подозвать разыгравшуюся собаку по команде «Ко мне», не имея возможности на нее воздействовать. Это означает дать собаке знание, что команду выполнять вовсе не обязательно, а подобное знание чревато срывом всей программы дрессировки: как только у животного появляется идея неповиновения, она распространяется на весь спектр ее отношений с хозяином, рано или поздно собака «проверит» все запреты. Убедившись, что можно не выполнять некоторые из них, она быстро перестанет слушаться вообще.
В силу особенностей развития нервной системы собаки к дрессировке можно приступать не ранее достижения щенком возраста 4 – 5 месяцев, для иных пород этот срок приходится отодвигать еще дальше. Многим, наверное, случалось видеть так называемых «задрессированных» собак. Эти животные, идеально выполняя команды, без них не могут и шагу ступить, они унылы и безынициативны, производят крайне неприятное впечатление. Многие люди, которым приходилось видеть таких животных, просто боятся дрессировать собственных питомцев, считая, что дрессировка обязательно приводит к «роботизации». Это совершенно неверное мнение. Собаку в «живой автомат» превращает не дрессировка как таковая, а неверное отношение к ней владельцев. С собакой надо много общаться, играть, контактировать с ней весело, с удовольствием, так, чтобы и хозяин и собака получали максимум приятных эмоций. В этом случае неизбежные жесткость и принуждение, без которых не обойтись во время дрессировки, не приведут к тому, что собака будет жить только по «уставу». Правильно отдрессированная собака прекрасно чувствует, когда хозяин общается с ней в неформальной обстановке и когда он становится суровым, но справедливым командиром, начиная отдавать приказы. Более того, собаке нравится и интересно подчиняться, поскольку это вполне вписывается в понятую иерархическую систему социальных отношений. В ходе дрессировки надо добиваться безукоризненного и практически мгновенного выполнения команды. Если собака медлит, «раздумывает», значит она в полушаге от неповиновения. Занятия дрессировкой не должны быть длинными, - часовые занятия на дрессировочных площадках – мера вынужденная, гораздо результативнее проводить несколько коротких занятий (по 10 – 15 минут в день). Причем занятия не должны заканчиваться ранее, чем будет достигнут успех. Если собака не усваивает навык, надо во что бы то ни стало добиться своего. Прервать занятие на неудаче – значит обусловить возникновение у собаки идеи неповиновения. Если в ходе обучения главным было добиться от щенка, чтобы он выполнял то, что от него требуется, то теперь важно выработать у него выдержку, способность выполнять команду в течение достаточно длительного времени, например, он обязан не только лечь, но лежать так долго, как потребуется. Выдержку у собаки нарабатывают постепенно, увеличивая интервал между двумя командами. Понятно, что если щенку своевременно не была привита привычка прекращать выполнение каждого навыка только по команде, то добиться выдержки будет трудно.
Дрессировка считается завершенной, когда собака выполняет команду автоматически, моментально и в любых условиях. Вот почему провокация неповиновения так важна в ходе дрессировки. Не любит, допустим, собака грязь, значит команду «Лежать» стоит подать именно тогда, когда она будет находиться как раз посередине лужи. Нравится ей бегать за мячом, значит наиболее удобно дрессировать ее на команду «Ко мне», когда другие собаки играют с любимым мячиком.
Теперь о том, как же воспитывать, чему учить и как дрессировать «шоу-звезду».
Приходится воспитывать собаку не просто приятную для себя и приемлемую для окружающих. Будущая победительница должна иметь закаленную нервную систему, вот этим и придется заниматься прежде всего, что называется «с младых ногтей».
Щенок должен прекрасно контактировать с хозяином, доверяя ему абсолютно во всем. Каждый день надо приучать щенка к своим рукам, а это значит не только ласкать и тормошить его, что само собой обязательно для нормального развития, - щенок должен абсолютно спокойно переносить то, что ему в любой момент могут залезть в пасть и вытащить оттуда лакомый кусок, игрушку, просто потрогать зубы, язык. Пасть собака должна открывать спокойно, от легчайшего прикосновения хозяина. Пальцы хозяина лишь обозначают нажим на губы, а щенок должен уже разжать челюсти. Полезно перед каждым кормлением осматривать зубы растущей собаки, прикус. Точно так же спокойно щенок должен позволять протирать себе глаза, чистить уши.
Чтобы собака непринужденно чувствовала себя на выставке, ее с раннего возраста следует приучать и к обилию впечатлений. Вот тут нужно быть внимательным: консерватизм собаки в сочетании с подспудным желанием хозяина делать все с минимумом неудобств для себя, могут привести к так называемому «обеднению среды». Чаще всего к этому приходят так: дома щенок обитает в ограниченном пространстве, оставаясь в одиночестве большую часть суток, на прогулке его водят по одному и тому же маршруту, в одно и то же время, чаще всего одного, а то хозяин просто отпускает собаку побегать и читает газету. Приток новой информации минимален, все действия собаки быстро становятся стереотипными. Поэтому появление нового, достаточно сильного раздражителя легко приводит собаку в смятение, она может растеряться, испугаться, либо начнет проявлять агрессию на помеху. При этом в знакомом месте и в привычной ситуации собака будет вести себя нормально, может быть даже весьма самоуверенно. Понятно, что выставка окажется для нее чрезмерным испытанием. Подобное поведение в специальной литературе получило название «синдром собаки питомника», поскольку часто именно в питомниках создается обедненная среда, но нередко им страдают также собаки невнимательных или ленивых владельцев. Чтобы избежать развития этого синдрома, следует максимально разнообразить впечатления, получаемые щенком с самого раннего детства. В доме обязательно должны быть игрушки, причем очень полезно регулярно их менять (прятать одни, чтобы щенок успевал их подзабыть, доставать другие). Обязательно надо ходить во время прогулок по разным маршрутам, давая собаке возможность исследовать окрестности и, конечно же общаться с разными собаками. Постепенно надо приучать взрослеющую собаку к шумным людным улицам, чтобы она привыкла к суете, к толпе, к тому, что скопление людей вовсе не страшно. Такие прогулки полезны еще и тем, что способствует уменьшению дистанции сближения, делают людей, не угрожающих ей, «привычным фоном». Все это в конце концов понадобиться собаке на выставке,  или в толпе где от нее потребуется максимальная выдержка и спокойствие.
 
<– Предыдущая
© 2005-2018 Русский черный терьер
Продам щенка русского черного терьера, щенки русского черного терьера, купить щенка породы русский черный терьер

Лайф-коучинг